Экономика Кыргызстана проходит период активной трансформации. Государство интегрируется в мировое экономическое сообщество. Идет либерализация законодательства и улучшение инвестиционного климата. Местные власти стараются создать все условия для комфортного ведения бизнеса не только для местных жителей, но и для иностранных граждан. А выгодное геополитическое расположение, богатство недр и рекреационные ресурсы делают страну еще более привлекательной.
Почему именно Кыргызстан
Республика находится в центре Евразийского континента. Стратегическое положение между странами СНГ и АТЭС обеспечивает выход на рынки с числом потребителей более 180 млн человек. С 23 декабря 2015 КР стала членом Таможенного Союза РФ, Казахстана и Белоруссии.
КР в отношении партнеров применяет различные торговые режимы. Является участником следующих торговых объединений:
Согласно исследованию Doing Business, которое ежегодно проводит Всемирный банк, государство находится на 77-й строчке рейтинга. Но это нивелируется легкостью регистрации собственности (8-я позиция) и нового предприятия (29-я), скоростью получения разрешения на строительство (31-я). В 2017-м индекс экономической свободы улучшился на 7 пунктов (89-я строчка рейтинга). Препятствий для осуществления нормальной экономической деятельности становится с каждым годом меньше. В регионе у КР лучшая система налогообложения, свободный рынок и торговля, всесторонняя поддержка инвестиционной деятельности. Государство осуществляет благоприятную финансовую политику.
На территории страны действует 5 специальных экономических зон (СЭЗ), которые предоставляют предприятиям-резидентам всевозможные налоговые и неналоговые льготы.
КР может похвастаться минимальными в регионе издержками на электроэнергию и заработную плату. При этом квалификация дешевой рабочей силы довольно высокая.
Экономика растет медленными темпами. Но торговый оборот в последние 10 лет выше уровня ВВП, что свидетельствует о ее открытости. В стране действует самый либеральный торговый режим в регионе.
Формы бизнеса в Киргизии
Согласно Государственному классификатору организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (ГКОПФ) выделяются:
Уставной капитал ООО может составлять 1 сом (0,84 российского рубля). Уставной капитал АО должен быть не менее 100 000 сомов (84 000 российских рублей).
ИП могут работать на основании свидетельства о госрегистрации или патента. Со списком видов деятельности, по которым возможно его получение, можно ознакомиться на сайте Государственной налоговой службы при Правительстве КР.
Филиалы и представительства иностранных юридических лиц согласно законодательству не признаются таковыми на территории страны. Но могут:
- нанимать в качестве работников местных жителей;
- открывать банковские счета и свободно распоряжаться собственными средствами;
- нанимать на работу персонал из-за границы;
- вступать в договорные отношения с любыми контрагентами;
- приобретать и арендовать недвижимость.
Единственное ограничение касается получения лицензий на осуществление определенных видов деятельности и оказания услуг (с подробным списком можно ознакомиться на сайте лицензиатов).
Как открыть бизнес
Согласно рейтингу Doing Business (Киргизия находится на 29-м месте среди 190 государств) открыть бизнес несложно. До введения принципа «единого окна» нужно было самостоятельно посетить регистрирующие, налоговые и статистические органы. Сейчас достаточно обратиться в Министерство юстиции или его региональные отделения (только при отсутствии иностранного капитала). Регистрация стала носить уведомительный характер и занимает три рабочих дня. Требуется предоставить:
- заявление;
- решение учредителей о создании юридического лица;
- копию паспорта всех учредителей и руководителя.
При регистрации филиалов и представительств необходимо дополнительно предъявить:
- решение о создании филиала или представительства;
- копию свидетельства о регистрации;
- легализованную выписку из государственного реестра, подтверждающую, что юридическое лицо является действующим на территории своей страны.
Заявителем может стать один из учредителей, руководитель или доверенное лицо. Стоимость регистрации составляет 407 сом, отдельно придется заплатить за бланки. После завершения процедуры на руки выдают свидетельство, коды ОКПО и ИНН. Остается только изготовить печать и открыть расчетный счет в банке.
Свидетельство о госрегистрации в качестве ИП можно получить в налоговом органе по месту регистрации (для иностранных граждан только так) или осуществления деятельности.
Необходимо предоставить:
- заявление;
- копию паспорта;
- нотариально заверенную доверенность, если заявителем выступает другое лицо.
После уплаты пошлины в размере 80–90 сомов в течение 3 рабочих дней на руки выдается свидетельство о регистрации и справки на право получения печати (2–3 часа) и открытие расчетного счета. Необходимо получить бланки строгой отчетности (50–60 сомов) и проставить на них штампы налогового органа. Постановка на учет в Социальном фонде после предоставления копий регистрационных документов займет 3 дня, извещение придет по почте. Встать на учет в Статистическом комитете обойдется еще в 35–50 сомов, процедура занимает несколько минут. Каждому ИП назначается индивидуальный куратор, которому в дальнейшем сдается отчетность.
- Патент выдается налоговыми органами. В дальнейшем отчитываться перед налоговыми органами не нужно, необходимо только своевременно продлевать патент. Регистрация в Национальном статистическом комитете и изготовление печати не требуются. Стоимость патента и срок его действия от 1 до 12 месяцев и варьируются в зависимости от сферы деятельности и региона. Например, за оказание услуг частной стоматологии в Бишкеке придется платить по 5000 сомов ежемесячно за одно посадочное место. Автомобильная мойка обойдется в 2000–4000 сомов в месяц. Больше всего платят ломбарды – 15 000 сомов каждые 30 дней. При производстве сельскохозяйственной продукции на экспорт все еще сложнее. Налогооблагаемой базой является машина с грузом. За каждый разовый выезд придется платить от 300 до 2000 сомов в зависимости от грузоподъемности.
Порядок регистрации предприятий в СЭЗ устанавливается генеральной дирекцией. Работа на их территории предусматривает широкий набор льгот касательно внешнеэкономической и финансово-хозяйственной деятельности. Регистрация новых хозяйствующих субъектов происходит в упрощенном ускоренном порядке. Обеспечивается прямой доступ ко всем объектам инфраструктуры (телекоммуникации, водоотведение, электричество, транспорт). Все таможенные процедуры максимально упрощены.
Если планируется осуществление лицензируемого вида деятельности, то для получения соответствующего разрешения необходимо обратиться в государственные органы, в чьем ведении находится контроль за этой сферой.
Бизнес для русских и для иностранцев
В стране создан режим максимального благоприятствования в плане законодательства для иностранных инвесторов и желающих вести бизнес на территории страны. Государство дает ряд гарантий. С апреля 2015 возможно получение в упрощенном порядке инвестиционной визы сроком от 1 до 3 лет в зависимости от объема вложений в экономику страны (минимум 10 млн сомов). Помимо самого инвестора или главы компании виза положена членам их семей. Выдается по ходатайству Государственного агентства по продвижению инвестиций и экспорта при Министерстве экономики КР.
- Тем не менее сохраняется ряд серьезных проблем. В первую очередь – это неразвитость банковской сферы. Отсутствует возможность привлечения «длинных» денег по низким процентным ставкам. Нет инвестиционных фондов, которые помогали бы компаниям развиваться. Нацбанк интересуется активно этой темой, но до сих пор даже не начата разработка соответствующего законодательства.
Сохраняются сложности во взаимодействии с государственными органами в регионах. В Бишкеке к предпринимательству независимо от размера бизнеса относятся с уважением. Понимают его ценность для развития экономики и создания рабочих мест. Чиновники в регионах часто настроены негативно, действуют по принципу «вы должны». Сохраняется высокий уровень коррупции. Госслужащие не несут персональной или коллективной ответственности за срыв инвестиционных проектов и досрочный уход крупных инвесторов из страны.
- Большая проблема – тиражирование образа иностранного инвестора как пришлого капиталиста. Часто он воспринимается как донор, который должен оказывать помощь безвозмездно. На него власти и местные жители пытаются переложить ответственность за развитие регионов, строительство дорог и создание объектов инфраструктуры. Летом 2017 года этот своеобразный «социальный пакет» хотели узаконить. Размеры обязательных сборов хотели соразмерять с возможностями конкретного инвестора. Но к общему решению так и не пришли. Инициатива застряла на уровне обсуждений, ситуация в лучшую сторону не меняется.
Регулярно происходят стычки местного населения и представителей бизнеса из-за бездействия местных чиновников. Например, по причине несвоевременного экологического мониторинга (это влечет за собой саботажные экологические акции) или отсутствия института кадастровых паспортов. Выделяемые земли могут уже находиться в чьей-то частной собственности. Попытки создания дискуссионных групп из представителей инвестора и местного населения не увенчались успехом.
Сельскохозяйственная отрасль характеризуется сильной раздробленностью. Местные фермеры никак не интегрированы между собой. Нет информации о том, кто и что планирует высаживать в этом году. В результате все действуют с оглядкой на соседа и по итогам сельскохозяйственного года получают убыток.
Согласно масштабному социологическому опросу среди иностранных бизнесменов разного уровня в Кыргызстане были получены любопытные данные:
- 20% респондентов жалуются на взяточничество.
- 80% не устраивает низкая прозрачность решений властей. У них нет уверенности в исполнении законов на деле.
- 43% жалуются на отсутствие помощи со стороны государства.
До сих пор иностранцы не могут чувствовать себя спокойно на 100%. Богатые недра, либеральное законодательство и продвижение КР в различные международных рейтингах до сих пор не является гарантией отсутствия серьезных проблем на местах.
Купить готовый бизнес
Стать владельцем действующего предприятия в Киргизии можно несколькими путями:
- открыть новое;
- купить готовое;
- открыть филиал или представительство;
- осуществить инвестиционные вложения;
- поучаствовать в приватизации государственных объектов. Но для этого в обязательном порядке необходимо предоставить детальный бизнес-план дальнейшего развития компании. С перечнем объектов можно ознакомиться на сайте Министерства юстиции. В программе приватизации на 2015-2017 годы были ЗАО «БТА-Банк», ЗАО «Альфа-телеком», ОАО «Авиакомпания Кыргызстан».
Простейший способ – приобретение готового бизнеса. Самая крупная и серьезная площадка – это kg.bizmast.ru. На ней можно продать, купить, оценить бизнес, провести аудит и получить юридическую поддержку. На многопрофильных ресурсах (flagma-kg.com, bazarmazar.kg, stroga.kg) встречается множество предложений (от сайтов и патентов до крупного действующего бизнеса). На desko.kg продаются готовые фирмы или торговые марки. На профильном портале lalafo.kg собрано много объявлений, в том числе для крупных инвесторов. На business-asset.com помимо бизнеса можно стать владельцем оборудования, коммерческой недвижимости, франшизы и даже подобрать высококвалифицированных специалистов.
В своей деятельности иностранцы, ведущие бизнес в КР, должны опираться на Налоговый, Гражданский, Земельный и Таможенный кодексы КР. Основополагающими являются следующие законы:
- «О государственной регистрации юридических лиц»;
- «О свободных экономических зонах в КР»;
- «О лицензировании»;
- «Об инвестициях в КР»;
- «О государственно-частном партнерстве»;
- «Об акционерных обществах»;
- «О хозяйственных товариществах и обществах»;
- «О ценных бумагах»;
- «О недрах»;
- «О защите прав предпринимателей».
Налоги для юридических лиц
В Кыргызстане лучшая система налогообложения в регионе. Она регулируется Налоговым кодексом и иными нормативными документами.
В стране действуют общий и специальный режимы налогообложения:
- На основе патента.
- Упрощенная система налогообложения.
- На основе налогового контракта (налоги платятся в соответствии с зафиксированными заранее суммами).
- На территории СЭЗ. Предприятия частично освобождаются от налогов, пошлин и сборов. Но при этом ежегодно отчисляется 0,1–2,0% выручки в генеральную дирекцию. Идет полное освобождение от таможенных пошлин на импорт, экспорт и реэкспорт товаров. Произведенная на местах продукция, предназначенная на экспорт, освобождается от квотирования и лицензирования.
Юридические лица уплачивают следующие виды налогов:
- Налог на прибыль 10%. Лизинговые компании отчисляют 5%. Для сельхозпроизводителей, аграрных и товарно-сервисных кооперативов ставка нулевая. Собирается ежегодно, но предварительная сумма рассчитывается поквартально.
- Подоходный налог в размере 10% субъекты малого предпринимательства уплачивают ежеквартально.
- НДС 12% уплачивается ежемесячно.
- Акцизный сбор устанавливается по каждому виду продукции и перечисляется в казну ежемесячно.
- Налоги на право пользования недрами (бонусы и роялти). Размер варьируется в зависимости от стадии изученности месторождения и его масштаба, площади поисков полезных ископаемых, их ценности и глубины залегания. Взимается ежемесячно.
- Налог с продаж 1–5%. Уплачивается ежемесячно, а субъектами малого предпринимательства ежеквартально.
- Земельный (рассчитывается по формулам в зависимости от типа угодий). Платится ежегодно до первого февраля.
- Имущественный 0,35–0,8% в зависимости от группы имущества. Ставка для жилых объектов, используемых в предпринимательской деятельности (квартиры, загородные дома, пансионаты, отели и прочее), составляет 0,8%. Для временных помещений и конструкций – 0,35%, для транспортных средств – 0,5%. Организации обязаны уплачивать налог ежегодно до первого марта года, следующего за отчетным.
Если иностранная организация осуществляет свою деятельность на территории государства с созданием постоянного представительства, то она становится налогоплательщиком наряду с местными предприятиями.
Налоги для физических лиц
Физические лица уплачивают следующие виды налогов:
- Подоходный налог в размере 10% до первого апреля года, следующего за отчетным).
- Земельный налог (зависит от характеристики земель, для расчета используют специальные формулы). Платится ежегодно до первого февраля.
- Имущественный налог в размере 0,35–0,5% от стоимости имущества. Ставка жилых объектов 0,35%, для транспортных средств – 0,5%. Уплата производится ежегодно до первого апреля года, следующего за отчетным.
Земельный и имущественный налог считаются местными, все остальные – общегосударственными.
Перспективные направления бизнеса в Кыргызстане
Какой именно бизнес самый выгодный сказать сложно. Конъюнктура рынка контрастная, меняется стремительно. Местные эксперты считают, что наиболее перспективный вариант – производство товаров на экспорт (швейная продукция, мясомолочная отрасль, сухофрукты, орехи и мед). Это позволит создать стабильный средний бизнес. Сфера торговли всегда останется актуальной. Но после вступления в ЕАЭС появился ряд проблем из-за введения таможенных пошлин с Китаем. Целесообразно обратить внимание на сферу гостеприимства. Рекреационные ресурсы позволяют развивать любые направления туризма – гастрономический, культурный, оздоровительный, активный (походы, рыбалка, охота, отдых на природе).
- Для переработки сельскохозяйственной продукции и животноводства есть все условия. Беспроигрышный вариант – выращивание ранних овощей и фруктов (особенно тепличных) и отправка их на экспорт. По сути, сельскохозяйственная отрасль на данный момент сильно раздроблена. Фермеры в пределах одного региона никак не связаны друг с другом. Все деятельность сводится к двум моментам – выращиванию и продаже. Переработка, предпродажная подготовка: калибровка, упаковка, мойка, сортировка, и логистика совершенно не освоены. И те производители, которые пойдут по пути полного производственного цикла, будут иметь весомые преимущества перед конкурентами.
Активно развивается сфера услуг – ремонт автомобилей, одежды и сотовых телефонов. Большой популярностью у местного населения пользуются компьютерные, языковые и другие образовательные курсы и тренинги. Крупным инвесторам можно обратить свой взор на малые ГЭС. Ранее их насчитывалось около 1 500, сейчас остались единицы. Вложения от нескольких сотен до миллиона долларов окупятся в течение 2–3 лет.
- Строительство перестало быть прибыльным. Сфера питания тоже перешла в высокорисковый бизнес. Самой проблемной остается горнодобывающая отрасль из-за проблем с местным населением.
Подводя итоги можно сказать, что Кыргызстан является одним из самых перспективных государств на всем постсоветском пространстве для ведения бизнеса. В стране одно из самых либеральных законодательств на всем постсоветском пространстве. На территориях СЭЗ и технологических парков действуют особые налоговые режимы. За последние годы сделано много для всестороннего развития малого и среднего бизнеса. Есть огромный потенциал для создания экономически благоприятной почвы. Чиновники намерены продвигать бренд «Сделано в Кыргызстане» на международной арене.