ВнеБерега
вторник, 23 апреля 2024

Черный список оффшоров: куда лучше не соваться

Подписаться
Вступай в сообщество «ВнеБерега»!
ВКонтакте:

Комфортное налогообложение, отсутствие жестких правил предоставления отчетности и высокий уровень конфиденциальности, позволяющий обезопасить капитал от незаконных посягательств не только сторонних компаний, но и государственных структур – все это небольшие финансовые гавани, через которые удобно вести бизнес и увеличивать дивиденды. К этому инструменту организации экономической деятельности прибегают все страны мира и Россия, разумеется, входит в их число.

Однако не все так просто. Вывод доходов из национальной юрисдикции означает уменьшение прибыли государства. Вы получаете больше, но казна вашей страны пустеет.

Это, в свою очередь, ведет к резкому сокращению финансирования социальных программ, невыплате государственных пособий, остановке важных национальных проектов, а в итоге – снижению качества жизни в стране.

Разумеется, это несколько утрированный вариант последствий налогового лавирования. Но проблема с выводом капитала, безусловно, есть, и ведущие мировые державы ищут способы борьбы с ней. Какие меры они выбирают?

Международные черные списки оффшоров

На сегодняшний день на глобальной политической арене действует множество организаций, объединяющих страны, признавшие борьбу с оффшорами важной частью своей международной деятельности. Самые крупные среди них – ОЭСР и ФАТФ.

Начиная с 2002 года эти организации ведут учет стран, уклонившихся от заключения договоров по обмену информацией в рамках всеобщей борьбы с налоговой конкуренцией, ведущейся незаконными методами, или отказавшихся (проявивших недостаточную активность) от помощи глобальным корпорациям в борьбе с отмыванием денег.

  • Государства, которые вошли в перечень безналоговых или низконалоговых юрисдикций, подвергаются санкциям со стороны международных корпораций, крупных банков и респектабельных стран. На финансовые операции с ними налагаются ограничения, компаниям, размещенным в этих зонах сложнее доказать свою благонадежность.

Такие перечни государств называют черными списками оффшоров. Они периодически обновляются: в число стран, препятствующих развитию позитивной налоговой среды, входят новые политические образования, а некоторые приобретают респектабельность.

  • Так, например, по версии ФАТФ, в начале 2000-х Россия входила в число неблагонадежных юрисдикций. Однако после некоторых изменений в законодательстве и выстраивании стратегии страны относительно внутренней фискальной политики, из обновленного списка ее убрали.

Подобные «рейтинги» составляют и другие организации. Например, в середине 2015 года вышел список Еврокомиссии. Объективность его составления не может не вызвать вопросов. Скажем, ЕС не включил в число оффшоров самую известную и престижную «налоговую гавань» Европы – Люксембург.

Ирландия и Нидерланды (прославленные комфортными условиями) тоже не вошли в список. При этом по утверждениям независимых наблюдателей, тот же Люксембург имеет более 300 тайных налоговых договоров с различными глобальными корпорациями. Ответ на обвинения в двойных стандартах достаточно прост – чтобы страна была признана оффшорной, за это должны выступить не менее 10 государств. Люксембург оценку благонадежности прошел и избежал возможных санкций.

Национальные списки «налоговых гаваней»

Международный список черных оффшоров включает не так много зон. В один из наиболее больших – перечень ЕС – входит порядка 30 самых опасных безналоговых (или низконалоговых) территорий. Значительно шире рейтинги внутренние, составляемые самими государствами.

Национальный «offshore blacklist» – это тоже список государств, которые предоставляют предприятиям комфортные условия для вывода капитала. Только составляется он не глобальными организациями, а внутригосударственными структурами. Некоторые страны рассматривают такие зоны как угрозу национальной безопасности.

В связи с чем составляются подобные рейтинги?

  • По причине борьбы с отмыванием денег, добытых в результате реализации криминальных схем – перечень формируется на основе аналогичного списка ФАТФ и подразумевает более внимательный контроль над парнерством с резидентами этих государств.
  • Для противодействия уходу от налогов – активно принимаются меры по контролю за операциями с контрагентами из неблагонадежных юрисдикций.

Все крупные экономики составляют черные списки оффшоров. Этим занимаются различные внутренние структуры. Несмотря на то, что активные обсуждение о составлении единого перечня ведутся уже не один год, на сегодняшний день в России существует несколько ведомственных актов, которые утверждают собственные рейтинги территорий с комфортным налогообложением. Такие документы имеют Центральный Банк, Министерство финансов, Федеральная налоговая служба.

Список Центробанка: юрисдикции, с которыми не стоит иметь дело

ЦБ собирает данные о странах, которые не подтвердили свою надежность в финансовом секторе. На основе этой информации формируется перечень зон, со льготными условиями фискальной политики. Экономические операции с государствами, которые не прошли контроль на надежность, подлежат более четкому и систематическому банковскому регулированию.

В соответствии с постановлением ЦБР все юрисдикции со льготными условиями ведения бизнеса делятся на три категории:

  1. Респектабельные территории (Сингапур, Мальта, Нормандские острова, Мэн, Черногория, Ирландия, Швейцария, Гонконг,).
  2. Классические оффшоры – Виргинские острова (часть, входящая в юрисдикцию Великобритании), контролируемые территории США (Пуэрто-Рико), штаты США – Делавер и Вайоминг),  Каймановы о-ва, Белиз и некоторые другие.
  3. Юрисдикции, препятствующие формированию здоровой налоговой среды – Маршалловы острова, Лихтенштейн (да, респектабельные европейские государства тоже входят в список), Андорра, Ндзуани, Аруба, Либерия, Вануату, Науру.

Зачем банку нужно проводить подобное разделение? Для установления порядка корреспондентских отношений между национальными банками и финансовыми организациями стран, фискальная политика которых вызывает вопросы. Это не значит, что проводить бизнес операции с этими территориями запрещено законом. Однако все они попадают под особый контроль со стороны государственных структур. Кроме того, регистрация фирм в этих зонах не делает предприятие респектабельнее в глазах контрагентов.

Каковы последствия включения страны в черный список оффшоров?

Если государства обмениваются налоговой информацией, то на территории этих образований соблюдаются условия об избежании двойного налога. То есть если фирма платит взносы с доходов в Нидерландах, то при переводе в Россию повторным налогом средства не облагаются. Однако если в стране действует нулевое налогообложение (и она оказалась в черном списке), то обязательные взносы придется заплатить в казну России.

Черный список оффшоров Минфина

В 2007 году Минфин утвердил собственный перечень зон, которые должным образом не предоставляют информацию о находящихся на их территории компаниях российского происхождения.

Какие страны попали в этот список и как часто он обновляется?

Все добропорядочные государства, стремящиеся создать равные условия для ведения международного бизнеса, обмениваются между собой налоговой информацией. Это значит, что уполномоченный орган одной страны вправе потребовать от уполномоченного органа другой страны раскрытия информации о своих резидентах, ведущих деятельность за рубежом. Кроме того, законодательство политических образований должно соответствовать определенным требованиям прозрачности. Стандарты устанавливаются международными организациями и принимаются в качестве обязательных на национальном уровне заинтересованных государств.

  • На основе этих стандартов Министерство финансов России составило собственный перечень стран, нарушающих общепринятые нормы.

Всего на данный момент в него входит 41 зона. Это независимые государства, отдельные внутренние административные образования, подчиненные территории.

Очевидно, что пребывание в составе неблагонадежных государств такой довольно крупной экономики мира как Россия, не идет на пользу многим странам. Особенно европейским – тем, в банках которых размещено достаточно большое количество российских денег. Кроме того, присутствие в списке одной страны практически автоматическая гарантия такого же восприятия фискальной политики другими государствами. Как следствие – угроза внутреннему бизнесу и экономической стабильности.

  • Чтобы добиться исключения из числа неблагонадежных стран, нужно подтвердить свою нацеленность на приведение налогового законодательства в соответствие с международными требованиями.

Так, из списка Минфина были исключены Республика Кипр и Мальта. После изменений в законодательстве и объявлении странами о готовности обмениваться налоговой информацией, министерство издало приказ об исключении государств из реестра.

Списки ЦБ и Минфина имеют больше сходств, чем различий. Перечень крупных стран, которые предоставляют комфортные налоговые условия и пользуются популярностью у отечественных бизнесменов, практически одинаковый. Здесь также есть БВО, Гонконг, Маршалловы и Сейшельские о-ва, княжество Лихтенштейн.

  • Наряду с этими зонами Минфин включил и менее освоенные российским капиталом о-ва Кука, Теркс и Кайос, Сент-Люсию, Монтсеррат, с 2015 года – Кюрасао и Сен-Мартен.

Ознакомиться с полным перечнем можно в приказе министерства от № 108-н от 2007 года.

Черные списки оффшоров ФНС

Федеральная налоговая служба занимается мониторингом государств, которые по оценкам органа, не гарантируют должный обмен информацией с РФ.

К его публикации долго готовились. Она состоялась после введения нового закона о контролируемых иностранных компаниях, и если изначально считалось, что список будет дублировать постановление Минфина, то впоследствии оказалось, что надежды были напрасны: ФНС сделала свой список почти в три раза больше (137). Наряду с типичными оффшорами туда попали и респектабельные страны – Великобритания, Швейцария, Австрия, Бразилия (в итоговом варианте из них осталась только последняя).

Однако перечень все время пересматривается. Очередные изменения вступят в силу с 1 октября текущего года. Планируется амнистия семи территорий (в том числе Гонконга и Каймановых островов) и замена указанных стран Южной Кореей. Таким образом количество неблагонадежных зон достигнет отметки в 128 образований.

В чем угроза для бизнеса?

Если подконтрольные иностранные компании не попали в список – заработанную прибыль не придется облагать по правилам КИК на родине. Но если страну базирования капитала постигла более печальная участь, целесообразно провести инвентаризацию иностранных активов и оценить нет ли возможности освободить прибыль от налогообложения в России. В обратном случае, со всех сделок придется платить определенный взнос.  

Борьба с выводом налоговой базы за счет улучшения администрирования и закрытия налоговых лазеек – это новый тренд российского законодательства. налогообложение доходов компаний, зарегистрированных в оффшорах – один из важнейших стратегических шагов в этой борьбе. Такие меры активно поддерживаются другими странами и международными организациями.

Какой главный вывод должен быть сделан? Старые правила перестают работать. Вскоре агрессивные схемы планирования, управлений компаний номинальными секретарями и прочие прелести комфортной жизни с необлагаемыми доходами станут недоступны. Чем раньше бизнес это осознает, тем больше у него будет шансов адаптироваться в новых, более жестких условиях.

← Вернуться

×
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «ВнеБерега»
×
Вступай в сообщество «ВнеБерега»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «ВнеБерега»
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Принять
Политика конфиденциальности